Размер A A A Цвет A A A Картинки Да Нет Обычная версия
Сведения об образова­тельной организации
Частное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеoбразовательная Школа
Сведения об образова­тельной организации
Школа: Пн-Пт. 8.00 - 18.00
Сад: Пн-Пт. 7.00 - 19.00
8 (48439) 3-21-22
задать вопрос
Вернуться к списку статей

Учебник, который учит учителя

Газета «Обнинск» | 17 Сентября 2010
Учебник, который учит учителя

Методист НОУ «Обнинский колледж» Татьяна Пыталева активно внедряет прогрессивную методику преподавания русского языка и литературы.

Культура современной русской речи пала настолько низко, что это стало заметно даже мигрантам из Средней Азии. Между тем, путающийся в падежных окончаниях министр образования Андрей Фурсенко порой навязывает средней школе учебники, по которым родной язык выучить крайне трудно. Впрочем, коль скоро мы живем в свободной стране, то и государственный образовательный стандарт можно полноценно блюсти, пользуясь другими, принципиально новыми школьными учебниками. Так сказать, альтернативными и инновационными. Так считает методист Татьяна Пыталева, педагог с тридцатилетним стажем.

Забегая вперед, скажу, что эта женщина - в своем роде уникальный специалист для современной общеобразовательной школы. Она удивляет своей широкой компетенцией не только в правописании, но и в литературе как таковой – при всем том, что иногда встречаются надменные учителя словесности, не знающие (!), как зовут Печорина, для Татьяны Николаевны и Федор Достоевский, и Виктор Пелевин, и какой-нибудь модный Бегбедер есть фигуры одинаково актуальные и достойные профессионального интереса. Ибо все они представляют литературу.

Преподавание русского языка отдельно от литературы – консервативная традиция, доставшаяся современной школе от советских времен. Учебники, исповедующие эту традицию, пестрят готовыми клише типа «в этом стихотворении Пушкин хотел сказать…». Впрочем, что именно хотел сказать Пушкин, – вопрос, который, по мнению Татьяны Пыталевой, учитель и ученик должны решать в совместном диалоге.

«Я не сторонник раздельного преподавания русского языка и литературы – это мое личное убеждение, и кто-то из моих коллег вправе его не разделять. Мой преподавательский опыт свидетельствует за то, что невозможно научить школьника языку без одновременного изучения литературы. Литература – это же не только обогащение лексикой, но и урок мышления. А если не знать, как ребенок мыслит, то невозможно научить его правильно говорить», - делится своими соображениями Татьяна Николаевна. Поэтому она на своих уроках активно применяет методику так называемого комментированного чтения – это когда учитель вслух читает классу, допустим, «Войну и мир», а потом вместе с классом они разбирают литературных персонажей, причем делают это как равноправные собеседники. И вопросы, задаваемые школьникам, тоже не из «устава». К примеру, такой: «В какой из четырех описанных в романе семей вы хотели бы родиться?». Понятное дело, что такой подход к преподаванию литературы будит в учениках и интерес к ней, школьники просят Татьяну Пыталеву дать им почитать совершенно «не программных» авторов: Аркадия Аверченко, Людмилу Улицкую, Милана Кундеру, Дмитрия Липскерова… И, понятное дело, двойки на таких уроках ставятся редко. Да и за что, собственно, ставить двойку? За мышление? «Если ребенок не понял, то это нормально, - говорит наша героиня. - Значит, и учитель чего-то не понял. Ведь и он тоже должен учиться, а не только учить».

Конечно, далеко не все учителя мыслят творчески и революционно – большинство из них просто добросовестные профессионалы, не подозревающие, что можно учить как-то иначе, нежели учат они сами. Татьяна Пыталева вспоминает слова своего институтского педагога, легендарной Галины Михайловны Бабушкиной из Калужского педагогического университета: «Я-то и по Ладыженской человека научу. А вот что делать остальным?».

Для тех, кто не знает, сообщаю: Ладыженская – автор одиозного, кондового и малополезного, но повсеместного в свое время учебника русского языка. Однако существуют уже учебники (смотрите фото), от которых в выигрыше не только ученики, но и сами учителя. Эти учебники интегрированы во многие смежные с русским языком области знаний – историю, географию, астрономию и др., а не только в литературу. Мало того, они высочайше допущены к применению в средних школах. И вот эти учебники Татьяна Пыталева по мере своих сил продвигает в Обнинске: «Я их уже целый год показываю учителям города, подробно о них рассказываю и в любой момент готова провести специальные семинары на эту тему».

Есть ли прок от такого энтузиазма? Разумеется, есть. У Татьяны Пыталевой уже появились соратники и единомышленники – например, ее коллега из лицея «Держава» Ирина Николаевна Селезнева, преподаватель опытнейший, авторитетный и готовый к инновациям.Кстати, об инновациях. Вот что сказал по поводу образовательных инициатив Татьяны Пыталевой начальник управления общего образования администрации города Анатолий Гераскин: «Татьяна Николаевна Пыталева – преподаватель очень талантливый и авторитетный, и ее профессиональное мнение заслуживает пристального внимания. Продвижение ею новых учебников, тем более - допущенных к преподаванию министерством, это очень смелый и очень разумный шаг. Я как руководитель считаю, что чем больше в нашей школе различных образовательных программ, тем лучше: образование нельзя нивелировать под какой-то один единый курс, иначе оно будет неполным и однобоким. К тому же жизнеспособность любой образовательной программы – это всегда вопрос времени. Нельзя забывать и о том, что всякая образовательная новика не должна вырывать ученика из общего образовательного пространства при переходе его в другую школу».

Между тем, в Обнинском колледже русский язык преподают именно по учебникам, продвигаемым Татьяной Пыталевой – по Гранику и Борисенко (5-6 классы) и по Хлебинской (10-11 классы). И из общего образовательного пространства ни один ученик еще вырван не был. Мало того, тройка, полученная в колледже, эквивалентна четверке, полученной в «обычной» школе – с этим уже никто не спорит. Впрочем, «обычных» школ в Обнинске становится все меньше, а все больше – необычных, со своим фирменным подходом к образованию. Несколько из них – самых лучших - в День знаний получили от главы администрации Александра Авдеева почетные грамоты за «создание условий качественного современного образования и высокого уровня подготовки выпускников». И среди признанных муниципальных образовательных лидеров типа МОУ «Гимназия» или лицея «Держава» значилось в этом списке единственное негосударственное (!) учреждение – Обнинский колледж. В истории города такое случилось впервые.

Сергей Коротков

На снимках — Т.Пыталева и учебники, которые учат по-новому