Размер A A A Цвет A A A Картинки Да Нет Обычная версия
Сведения об образова­тельной организации
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ОБНИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Сведения об образова­тельной организации
Школа: Пн-Пт. 8.00 - 18.00
Сад: Пн-Пт. 7.00 - 19.00
8 (48439) 3-21-22
задать вопрос
Вернуться к списку новостей

Скоро в школу!

23 Августа 2020
Скоро в школу!

Александр Аникеев: «Технологии не изменят роль учителя»

21 июля опубликован Указ Президента России «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Одной из национальных целей развития нашей страны в нём определена цифровая трансформация. Цифровизация общества – важнейший инструмент для качественных изменений в образовании. Большой интерес и волнение в обществе вызвало обнародование планов по внедрению в образование целевой модели цифровой образовательной среды в период с 1 сентября 2020 года по 31 декабря 2022 года. Одним из пилотных регионов этого проекта планируется Калужская область.

В чём суть этого проекта? Как он реализован в Калужской области? Что он даст школе, учащимся и педагогам? Как связан с дистанционным образованием? На эти вопросы ответит министр образования и науки Александр Аникеев

В чем суть проекта по созданию «цифровой образовательной среды»? Как этот проект будет реализован в Калужской области?

«Цифровая образовательная среда» - один из важнейших федеральных проектов, это часть национального проекта «Образование», реализуемый в нашей стране в соответствии с майским (2018 года) Указом Президента Российской Федерации. Он направлен на цифровизацию инфраструктуры школ. Проект этот очень масштабный, существует множество вариантов и предложений по его реализации, поэтому Правительством России принято решение провести предварительную апробацию нескольких его моделей в 14 регионах России, в числе которых и наша Калужская область. Я считаю наше вхождение в этот проект очень серьезной удачей. Судите сами; получим ( и уже частично получили) на его реализацию серьезные федеральные средства, бесплатный доступ к современным цифровым образовательным ресурсам и технологиям обучения и так далее. Кроме того, приглашение нас в этот проект в качестве экспериментаторов – показатель серьезного доверия к нам и признание заслуг нашей системы образования. Кстати, еще до выхода Постановления Правительства России о начале эксперимента на заседании Правительства области 15 июня министерство образования и науки Калужской области выступило с предложением о внедрении комплексной модели цифровизации образования.

Итак, цифровая образовательная среда (ЦОС) школы будет элементом государственной информационной системы. Она включает четыре основных элемента: образовательный контент (бесплатный доступ к цифровым образовательным ресурсам, платформам с обучающими ресурсами, электронным учебникам, тренажерам, банкам тестов, задач и других заданий, электронные библиотеки по всем предметам, разноуровневые интерактивные задания, а также дополнительные образовательные материалы, которые могут использоваться за рамками школьной программы, например, для углубленного изучения предмета, подготовки к олимпиадам и поступлению в ВУЗ, а также цифровые домашние задания с возможностью их автоматизированной проверки). Он будет верифицирован, соответствует образовательным стандартам, распределен по классам, школьным предметам, учебным четвертям, темам школьных учебных предметов. Его содержание может использоваться и в традиционном формате обучения. Второй - технологии обучения (система видеосвязи – некий российский аналог ZOOM – для проведения онлайн уроков, дистанционного взаимодействия, своеобразная коммуникационная платформа для общения). Третий элемент – безопасность школьников и педагогов (система контроля и управления доступом в школы, очень качественное видеонаблюдение, система оповещения в чрезвычайных ситуациях и т.д.). И, наконец, четвертый – управление школой (контроль и управление качеством обучения, учет индивидуальных достижений школьников, автоматизированная разработка учебных планов и образовательных программ, а также школьного расписания, электронные журналы и дневники, и т.д.) Кроме того, участие в проекте предполагает обеспечение всех школ области широкополосным интернетом, доведенным не просто до каждой школы, но и до каждого класса, насыщение их современным компьютерным оборудованием, а также обучение и переподготовку учителей к работе в цифровой образовательной среде. Сразу скажем, что этот проект не предусматривает всеобщий переход на дистанционное обучение. Этого не будет.

Какие школы будут участвовать в этом проекте?

Мы хотим, чтобы возможность использования цифровых возможностей, которые предоставит нам участие в проекте «ЦОС», была бы у всех школ региона. Пока основные параметры проекта только разрабатываются, число школ-участников пока не определено. У нас есть ещё один проект, который называется «Информационная инфраструктура». В прошлом году мы получили более 130 миллионов рублей из федерального бюджета на покупку современного оборудования, в этом проекте будут участвовать только 74 школы.

Как вы оцениваете участие начальной школы в проекте по цифровизации?

Возможность использования цифровых возможностей должна быть у всех учителей и учеников. Хотим заметить, что комплексная цифровизация образования, которую мы планируем, касается, прежде всего, учительской работы, технологий обучения. Понятно, что участие школьников в проекте будет определяться прежде всего их возрастными особенностями. У школьников начальной школы – это, прежде всего, формирование начальных цифровых и. главное – пользовательских навыков, школьников основной школы - навыков цифрового обучения, а у старшеклассников – уже цифровой культуры. Просим также не акцентировать внимание на слове «эксперимент». Никто ни над кем не ставит эксперименты! Так называемый эксперимент должен дать нам ответы на вопросы: какой должна быть оптимальная образовательная среда в школе ( оборудование, сети, интернет и т.д.). а также ресурсы обучения ( уровень подготовки учителей, платформы, и прочее), чтобы школы обеспечивали безопасность ребенка от современных школьных и внешних угроз, а также давала бы ему хорошее современное образование в цифровую эпоху и возможность в будущем получения достойной профессии. Для этих целей и разрабатывается государственная цифровая платформа, которая будет применяться сначала в 14 регионах. Если она будет успешно работать и поможет учителям и детям, то её будут внедрять в другие регионы, если нет, то будут дорабатывать. Вот и весь «эксперимент». Так что можно успокоиться: опытов над детьми никто ставить не собирается, закон будет соблюден, загонять детей в дистанционное обучение никто не будет!

Будет ли иметь значение позиция родительского сообщества?

Мы всегда учитываем пожелания родительского сообщества и стремимся к диалогу. Никаких категоричных формулировок не будет. К тому же ваш вопрос говорит о том, что вы недостаточно точно понимаете суть проекта. Не будет никакого резкого перехода. Будет возможность использовать цифровые технологии в своей повседневной учебной работе.

Как вы считаете, будут ли семьи, которые принципиально откажутся от использования цифровых технологий?

Если родители и ученики не захотят пользоваться, например, цифровой библиотекой или цифровым портфолио, то, конечно, никто их заставлять не будет. При этом все пользуются электронным дневником и журналом. Нельзя сказать, что эта практика вызывает какое-то резкое неприятие и отказы.

Хотел бы напомнить, что школа – это государственный институт, в котором реализуется ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА. Участие в проекте ЦОС будет введено постановлением Правительства России (государственного органа) в рамках все той же госполитики. Еще раз подчеркиваю, что она внедряется в соответствии с Указом главы нашего государства. По российским законам методы и технологии обучения выбирают школы и учителя. Родители вправе выбрать школу для обучения своего ребенка в соответствии с собственными представлениями об образовании, но они не могут диктовать методы обучения и определять технологии образовательного процесса. А ЦОС – это как раз история именно о методах и технология образования! Думаю, заинтересованные в успешном будущем своих детей родители поддержат наши усилия, я в этом уверен. Кстати, очень качественные аналоги ЦОС уже работают в ряде наших школ, например, в обнинском лицее «Держава». И реакция родителей лицеистов – абсолютно адекватная.

Мы не планируем вводить новую СИСТЕМУ. Повторим, что речь идёт о новых возможностях, методиках, а необходимость их использования каждый определит самостоятельно. Мы участвуем во многих проектах, связанных с цифровизацией образования. И пока еще никто не отказался обучаться и не демонстрировал категорического настроя.

Многие ставят вопрос таким образом, будто эксперимент сводится к переходу всех школ на дистанционное обучение, а также к отмене уроков музыки, изобразительного искусства, физкультуры?

Это опасное заблуждение! Или сознательная попытка дезинформировать население. Все предметы будут преподаваться с применением привычных методик в школьных классах, просто в обучении появится возможность качественно использовать цифровые ресурсы. Их можно использовать при преподавании практически всех школьных предметов. Музыка, изобразительное искусство и физкультура – важные предметы. Цифровизация и быстрый Интернет позволят прямо на уроках знакомиться с лучшими произведениями живописи и музыки, виртуально посещать лучшие концертные залы мира, ведущие музеи и галереи, слушать музыку великих исполнителей в лучшем качестве с использованием современных цифровых технологий! Но нет смысла переводить в цифру абсолютно весь процесс обучения. Физическая культура – это прежде всего реальная, а не виртуальная двигательная активность. Зачем же доходить до абсурда? Давайте будем реалистами!

Изменится ли повседневная школьная жизнь для учеников и родителей?

Школьная жизнь для учеников и родителей никак не изменится. Будет немного больше цифры. Платформа сейчас находится в начальной стадии разработки. Когда она будет готова, то родители смогут не только загружать грамоты и дипломы детей в цифровое портфолио, дети смогут оплачивать школьной питание в столовой по банковской карте, а также смотреть лучшие видеоуроки своих учителей и пользоваться электронным журналом и дневником, а дети с ограниченными возможностями здоровья смогут учиться дистанционно, если они не посещают школу и учатся дома. Как видите, никаких кардинальных изменений нет. Школа станет более безопасной. Мы получим возможность сочетать офлайн и онлайн обучение. Сегодня это очень важно! Расширятся возможности для дополнительного образования детей. Она смогут получать его в дистанционной форме и онлайн формате. Дети смогут абсолютно бесплатно получать лучшие современные образовательные ресурсы, получат равный доступ к разнообразным источникам знаний, они получат современные навыки работы с информационными ресурсами. Ну это же очень стыдно, когда люди не могут удаленно оплачивать счета, широко использоваться интернетом, воспользоваться сайтом госуслуг и т.д. !Мы не хотим переворачивать процесс образования. Наша задача – открыть новые возможности для развития сферы образования и жизни людей в цифровом обществе. Мы вошли в этот проект, чтобы повысить качество образования наших детей с помощью современных образовательных технологий.

Можно ли сказать, что все школы области готовы к цифровизации в техническом плане?

Для того, чтобы внедрять комплексную цифровизацию, мы должны обеспечить школам все условия для эффективной работы. Сейчас в наших школах скорость Интернета от 20 Мбит/с, которую мы планируем повысить до 100 Мбит/с в городских школах и 50 Мбит/с в сельских. Платформа будет иметь одну важную особенность – её работа будет возможна при различной скорости Интернет-соединения. Конечно, если у кого-то нет компьютеров или гаджетов, то никто не будет принуждать к их покупке. Но, находясь в школе, можно будет без труда воспользоваться всеми цифровыми возможностями.

Новый учебный год начнется традиционно? В каких случаях будет применяться дистанционный формат?

Обучение будет проходить в привычном для всех формате - за школьными партами! Как мы уже сказали, тотального дистанционного формата не будет. Но скажу, что было бы ошибкой заклеймить и совсем отбросить дистанционное образование как форму получения образования. Оно не может быть всеобщим в обычной жизни! Но скажите мне, пожалуйста: вы уверены, что какая-то пандемия не повторится? А вторая волна кронавируса? И как мы будем в этом случае учить детей? Болеть, но учиться в школе? Или прекратить процесс обучения? Есть только один ответ: учить дистанционно! А бесконечные карантины в наших школах из-за гриппа и ОРВИ, из-за которых мы теряем в учебном процессе до четверти всего учебного времени? Ведь в этот период никто не учится! Разве это допустимо? Ведь это влияет на качество подготовки наших детей!

И потом: люди постоянно общаются друг с другом дистанционно в соцсетях, получают в дистанционном режиме госуслуги, совершают онлайн покупки и так далее. Все это с успехом прогрессирует! А обучать детей дистанционно нельзя! Проблема вот в чем: родители не хотят брать на себя и толику ответственности за обучение ребенка дома! Проще отправить его школу и потом предъявлять к ней требования, если их что-то не устраивает! Разве не так?

Повлияет ли внедрение цифровизации на здоровье участников проекта?

Проект ЦОС не предполагает долгое нахождение за компьютером. Весь процесс обучения будет организован в строгом соответствии с требованиями СанПиН. И еще раз повторю: комплексная цифровизация образования не предполагает постоянного онлайн-обучения.

Нужна ли цифровизация дополнительному образованию?

Проект цифровизации образования коснётся не только школ. Почти во всех организациях дополнительного образования есть хороший Интернет и они давно используют электронные ресурсы. А некоторые организации строят на этом всю свою работу. Например, детский технопарк «Кванториум». Опыт образования показывает, что цифровое дополнительное образование необычайно популярно и востребовано сегодня среди школьников. В допообразовании дети получают сегодня то, что пока, к сожалению, им не может дать общеобразовательная школа из –за нахождения в хвосте всебщей цифровизации. Посмотрите, как сегодня популярны у калужских детей цифровые школы при «Астрале» и «Камине», «Яндекс-лицеи», Кванториумы, другие it-школы!

Должен ли ребёнок заниматься дистанционно во время болезни?

Во время болезни ребенок должен лечиться! Если уж продолжать тему влияния цифровизации образования на здоровье детей, замечу, что это излюбленная темя для спекуляций и «страшилок». Мне очень странно читать и слышать рассуждения о потерях детского здоровья при использовании информационных технологий при обучении от людей, постоянно сидящих в Интернете, соцсетях и зависисмых от них! Не беспокойтесь! Миллионы людей денно и нощно сидят в соцсетях и в интернете, и, слава Богу, не жалуются от этого на свое здоровье.

А если серьезно – то у нас в Калуге при Областном центре образования уже более десяти лет работает Центр дистанционного обучения детей-инвалидов. За это время в нем получили общее образование в дистанционной форме более 300 детей с ограниченными возможностями здоровья. Сейчас там тоже обучаются 25 детей и более 40 получают дистанционно дополнительное образование. И никто из них никогда не пожаловался на ухудшение состояния здоровья из-за дистанционного обучения. Наоборот, мы слышали только благодарности и видели огромное желание учиться!

Не является ли цифровизация постепенным переходом на дистанционное обучение?

Нет, не является. Дистанционное обучение было экстренной мерой по сохранению процесса образования в период пандемии. Теперь надо учитывать этот опыт, чтобы с его помощью повысить качество образования. Стоит сказать, что во время дистанционной работы многие учителя на несколько порядком повысили свои навыки в работе с компьютером. И сейчас, когда работа школы вернулась в обычный режим, эти навыки должны им помочь. Тем, кого посещают эти навязчивые мысли, советую попытаться ответить на вопрос: зачем??? Хотя, мне иногда в связи с этим кажется, что многие наши люди не знают о том, что у нас была коронавирусная пандемия!

Нет ли опасности, что рост цифровизации приведет к десоциализации детей?

Если вы имеете в виду отчуждение человека от социума, то оно происходит уже давно и дело здесь не в цифровизации, а в том, что большинство экономических систем всего мира работают таким образом, что человек озабочен только тем, чтобы обустроить маленькое пространство вокруг себя. Опасным является и уход человека в виртуальную среду. Цифровизация же школы, наоборот, помогает человеку приобрести новые навыки, а это и есть социализация. Школа будет учить человека разумному, гигиеничному, законному поведению в Интернете, обучать использовать цифровые навыки для расширения полноценной жизни личности в социуме, анализировать информацию и использовать ее в гражданских интересах. Кстати, я думаю, что если бы современных пользователей соцсетей в школе в свое время обучали бы анализу информации и правилам работы с нею, им никогда бы голову не пришла мысль верить иентернет-фейкам о введении всеобщего дистанционного обучения. И они бы уж точно прочли проект постановления Правительства России полностью, а не фейки о нем, и не нашли там даже намека на всеобщее дистанционное обучение.

Важна ли сейчас персонализация образования?

У нас есть отдельный проект «Персонализированная модель образования», который в следующем году будет реализоваться уже в 60 школах. Суть в том, что каждый школьник получает индивидуальные задания, учитывающие его особенности и компетенции, и выполняет их на своем электронном рабочем месте в школе и дома Цифровые навыки – это важнейшая особенность образовательных программ в школе ХХI века. Кроме того, наша школа- массовая. Она учит всех и фронтально, но ведь у каждого ребенка есть свои индивидуальные особенности и способности к обучению, в том числе когнитивные, познавательные. Учителю непросто работать индивидуально с детьми в большом классе, недовольны и родители, когда в учебном процессе ко всем подходят с одним мерилом. Персонализация обучения предполагает работу с цифровой платформой, которая в соответствии с целями, которые учитель совместно с каждым учеником формулирует индивидуально, дает возможность по способностям и желанию выбрать индивидульный темп обучения, решать разноуровневые задания и достигать поставленных целей. Где взять такие тренажеры и уроки в современных учебниках и методиках? Там только минимум. Все это возможно в электронном виде и с использованием цифровых технологий.

Сейчас много пишут о том, что дети стали меньше писать, а навыки письма способствуют развитию мозга и мышления. Вы согласны с этим?

Когда-то считалось, что красота почерка является отражением уровня развития ребенка, но потом стало ясно, что это не совсем так. Сейчас многие и дети, и взрослые используют компьютеры в своей повседневной жизни. Но при этом никто не отменяет письменные задания. Проект цифровизации – это не об отмене письма. Навыки письма формируются в начальной школе, а к цифре там будут переходить только после формирования базовых учебных навыков - чтения, счета, письма. Но ведь и функции письма изменились! Сегодня объемные тексты уже никто не пишет и не читает. Текст набирают! Так что же, этому школа должна воспрепятствовать?

Повлияет ли цифровизации на использование бумажных книг и живое общение между школьниками и учителями?

Это реально очень серьезная проблема. В проекте по цифровизация мы планируем формирование школьных цифровых библиотек. Вы понимаете, что есть редкие издания, которые трудно найти, да и сама покупка книг для многих недоступна в силу непростого экономического положения. Но избавляться от бумажных книг, конечно, никто не будет. И переводить все обучение и чтение в обучение в онлайн-формат тоже никто не планирует. Недостаток общения должна восполнить прежде всего семья. Именно родители формируют у детей первичные навыки общения. Не стоит это требование относить только к школе. Все мы должны показать ребенку красоту реальной жизни, важность живых проявлений чувств и эмоций, непосредственного общения, а не через мемы и боты. А это в нашей реальности очень непросто. Но обучение – это и есть общение. Никакая цифра и технологии не заменит человеческий контакт и тем более влияние и роль учителя. Живое общение и учительский труд нужно ценить.

Трудно ли школьнику соблюдать дисциплину при дистанционном обучении?

Дисциплина – это естественная часть процесса обучения, которая важна во всех его форматах. На наш взгляд, проблемы с дисциплиной не зависят от формата обучения, а зависят, прежде всего, от работы учителя, его профессионализма и умения выстраивать диалог с классом. А также настроя ребенка на обучение и его мотивированности. Мотивация – вот корень успеха!

Как изменится роль учителя в эпоху цифровизации?

Есть электронные методические шедевры, которые грешно не использовать другим. Можно поставить фрагмент чужого урока, чтобы показать какой-то методический приём или с помощью этого фрагмента объяснить трудную тему. Полностью заменять свой урок записью чужого не стоит. Это уже из области непрофессионализма. Что касается роли учителя, то многие говорят о пользе интернет-поисковиков, в которых можно найти любую информацию. Да, информацию можно найти, но должен быть тот, кто подскажет, что искать и поможет отделить фейк от реальности. В этом и есть ключевая и незыблемая роль учителя. Наставник, тьютор, модератор, тренер - как бы мы его не назвали. Он по-прежнему остается учителем1 Даже в цифровую эпоху и в цифровой образовательной среде!

Другие новости

14 Сентября 2020
Начало учебного года!

Отличное начало учебного года!
4 сентября ребята колледжа посетили парк «Патриот»

подробнее
01 Сентября 2020
С днем знаний!!!

1 сентября в колледже прошла юбилейная торжественная линейка, посвященная началу нового учебного года!!!

подробнее
28 Августа 2020
Информация для родителей (законных представителей) о режиме функционирования Школы с 01.09.2020 года в условиях распространения COVID-19

Уважаемые родители и обучающиеся!
Совсем скоро в школах должен начаться новый учебный год. Дети и их родители наполнены особым волнением перед его началом! Ждут своих учеников и педагоги, с огромным запасом творческих идей и нереализованных планов. Мы все живем ощущением, что сложный период, связанный с кардинальным изменением режима обучения детей в школе, остался позади. Видно, что почти все единодушны в желании и настроены начать новый год «как обычно», буквально занять свои привычные места в пространстве школ. Очень хочется, чтобы эти желания стали реальностью.
Как начнется наш новый 2020-2021 учебный год?

подробнее
23 Августа 2020
Скоро в школу!

1 сентября наши ребята начнут учебу в традиционном, привычном формате - за школьными партами!

подробнее
08 Августа 2020
Лето 2020 г в детском саду

Вот оно какое, наше лето!

подробнее
09 Июля 2020
Наша гордость!

Олимпиада школьников «Ломоносов»
Олимпиада школьников «Ломоносов» проводится с 2005 года под девизом «via scientiarum», что в переводе с латыни означает «путь к знаниям».

подробнее