Размер A A A Цвет A A A Картинки Да Нет Обычная версия
Сведения об образовательной организации
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ «ОБНИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Сведения об образова­тельной организации
Школа: Пн-Пт. 8.00 - 18.00
Сад: Пн-Пт. 7.00 - 19.00
8 (48439) 3-21-22
задать вопрос
Вернуться к списку актуальной информации

Дизорфография

Дизорфография

Дизорфография – это неумение применять на письме известные правила родного языка. При этом устная речь и интеллектуальные способности школьника могут быть на довольно высоком уровне. В отдельных случаях, дизорфография является частью симптоматики такого сложного речевого нарушения, как общее недоразвитие речи.

Специфические умения, помогающие овладеть правилами русского языка:

  • богатый словарный запас;
  • умение проводить морфологический анализ слов;
  • способность выбирать проверочные слова.

Человеку, не умеющему грамотно излагать свои мысли на письме, сложно достичь успеха во многих отраслях профессиональной деятельности. Тем не менее, количество детей с подобной проблемой растёт из года в год. Ребёнок с дизорфографией может в одной письменной работе допустить до 80 ошибок. Мало того, свои ошибки он не видит и исправить не может, хотя правила может знать очень хорошо. Специалисты в этом случае говорят, что у школьника отсутствует орфографическая зоркость.

Основная возрастная категория детей, страдающих от дизорфографии, – ученики начальной и средней школы, хотя и в старших классах эта речевая патология тоже довольно часто встречается.

Кроме морфологии при дизорфографии страдает синтаксис – соблюдение правильной пунктуации на письме. Когда орфографические ошибки на письме приобретают стойкий характер, это ведёт к хронической неуспеваемости ребёнка по многим предметам.

Симптомы нарушения:

  • сложности в усвоении терминологии, неспособность понять и запомнить, что такое слово, звук, слог, предложение, глагол, прилагательное и т. д.;
  • зазубривание правил правописания без понимания их смысла;
  • неумение обобщать изученный материал, делать выводы, пересказать содержание;
  • неумение привести пример на только что изученное правило, применить его на письме;
  • подбор похоже звучащего слова для проверки безударных гласных вместо родственного и однокоренного;
  • неумение выделить части слова: суффикс, корень, окончание, приставка;
  • нехватка или чрезмерное количество знаков препинания в предложениях.

В основе проявления дизорфографии лежит недоразвитие психических функций, отвечающих за формирование специфических умений, нужных для освоения письмом, грамотной письменной речью. Это связано с ослаблением здоровья ребёнка, последствиями минимальной мозговой дисфункции (ММД), полученной во внутриутробном, перинатальном периоде, в раннем детстве

Другие причины неусвоения правил родного языка:

  • следствие общего недоразвития речи;
  • следствие фонетико-фонематического недоразвития речи (ФФН);
  • нарушение неречевых психических функций (память, внимание, переключаемость с одного вида деятельности на другой, проблемы с синтезом и анализом);
  • сочетание изучения большого объёма материала (что характерно для современных школьных программ по различным предметам) с недостаточным темпом развития психических функций (последствия ослабленного здоровья детей);
  • неумение осваивать учебный материал в быстром темпе, когда ошибки возникают в условиях дефицита времени и не возникают при работе в медленном темпе (см. пояснение в скобках к предыдущему пункту);

В отдельных случаях дизорфография возникает тогда, когда к её появлению, казалось бы, нет явных предпосылок. То есть, ребёнок умеет выделять звуки из слова, производить звукобуквенный анализ, различает сложные изображения, но допускает ошибки из-за неумения сконцентрировать внимание, запомнить и воспроизвести продиктованный учителем текст.

Виды дизорфографии:

Существует несколько степеней речевой патологии. Они зависят от трудностей, преодолеваемых школьниками, от типа орфограмм, в которых они допускают наибольшее количество ошибок:

  • Эта группа содержит ошибки в орфограммах высокой степени трудности – парная и удвоенная согласная, безударная гласная в корне, непроизносимая согласная.
  • Во второй группе находятся орфограммы средней тяжести – непроверяемые слова, прописная буква в именах и отчествах, в названиях географических объектов.
  • В третьей группе находятся лёгкие орфограммы – обозначение мягкости согласных на письме.

Обычно взрослые списывают плохую успеваемость ребёнка на лень и отсутствие прилежания и к специалистам обращаются слишком поздно.

Поскольку в основе речевого нарушения лежит недоразвитие психических процессов, лучше, когда коррекцией дефекта занимаются несколько специалистов:

  • логопед;
  • психолог.

С переходом в 3–4-й класс детям предлагаются более сложные виды деятельности по освоению родного языка (сочинение, изложение), поэтому количество ошибок у школьников с дизорфографией возрастает многократно, что приводит к падению успеваемости и низким оценкам в дневнике.

Советы родителям

Главное, что могут сделать для своего ребёнка родители — создать для него благоприятный психологический климат на время коррекционной работы. Школьник и так находится под прессом ситуации, и настроение у него зачастую не самое радужное, а тут ещё взрослые травмируют ребёнка, постоянно указывая ему на речевые ошибки.

Следствием этого может быть то, что ребёнок замкнётся, и вместо так необходимого ему общения речь замедлит своё развитие, не будет совершенствоваться и обогащаться, что приведёт к проблемам социальной адаптации в коллективе. Поэтому важно проявлять терпение и снисходительность для благополучного разрешения ситуации.